Микросхема - радиоэлектроника и радиотехника
Поиск на радиолюбительском сайте
Радиоэлектроника и радиотехника

В помощь РАДИОЛЮБИТЕЛЮ!

Блог для радиолюбителей и радиотехников! Популярные радиолюбительские схемы, технические решения, полезные программы, конструкции устройств…
| Вход | Регистрация | Последние записи в RSS 2.0 ленте | Последние комментарии в RSS ленте |

Схема таймера отключения

Эта запись находится в рубриках: "Полезные схемы". Вы можете комментировать здесь либо в любимой социальной сети.

Очень простая схема таймера, работающего на отключение цепи. Вообще схема задумывалась в качестве устройства, защищающего автомобильный аккумулятор от полного разряда. Спросите: "Зачем?". На что могу рассказать одну историю.

Один знакомый знакомого моего знакомого будучи, так понимаю, не совсем в трезвом состоянии, забыл закрыть дверь автомобиля. Когда он на следующий день, ближе к вечеру, все же решил выбраться из постели и съездить за минеральной водой, вышел на улицу и с ужасом обнаружил, что накануне запамятовал захлопнуть дверь автомобиля. Естественный исход данной ситуации был в полностью севшем аккумуляторе.

Поскольку наш персонаж радиолюбитель со стажем и дабы предотвратить подобные инциденты в будущем, он моментально придумал наипростейшую схему таймера. Суть ее работы в том, что таймер отключает освещение салона через несколько минут после открывания двери.

Схема таймера отключения

Принцип работы схемы таймера таков. Когда дверь открыта, выключатель SW1 закрывается, и лампа горит. Конденсатор С1 начинает медленно заряжаться через резистор R1, а когда напряжение на нем будет равно 2/3 от питающего, на это отреагирует триггер IC1 (7555 или TS555CN; можно и NE555 применить). При этом напряжение на выводе 3 упадет до нуля, и лампа отключиться. Лампа будет оставаться в выключенном состоянии, пока дверь автомобиля не будет закрыта и затем вновь открыта. После этого процесс повторяется. Т.е. принцип действия таймера носит ждущий характер.

Транзистор BD681

При R1 в 10М (0,25 Вт) и C1 47 мкФ x 25 В время работы составляет около 9 с половиной минут. Время задержки может быть изменено путем изменения номиналов R1 и/или C1. Пунктирной линией на схеме показано включение дополнительного независимого выключателя, с помощью которого можно включать освещение в салоне автомобиля даже при закрытой двери. Ток покоя таймера всего 150 мкА. Номиналы радиодеталей указаны на схеме. Лампа накаливания обычно 12 вольт x 5 ватт. Транзистор BD681 является составным (Дарлингтона) средней мощности. Можно заменить на аналогичные BD675A/677A/679A либо p-n-p структуры при изменении полярности - BD676A, BD678A, BD680A или BD682.

Характеристика BD681 и аналогичных

Метки: , , ,

Радиолюбителей интересуют электрические схемы:

УМЗЧ и блок питания для него
Две схемы стабилизаторов напряжения

Один комментарий уже есть

  • 1
    antfom говорит:

    Хорошая штуковина!


  • Оставить комментарий

    Чтобы каждый раз не заполнять поля - зарегистрируйся, а вообще R=82 Ом ;-)

    Теги

    Опубликуйте полезную схему или конструкцию, делитесь опытом. Задайте вопрос радиолюбителям. Узнайте мнение опытных радиотехников. Создать запись.

    Смайлики

    ;-) *OK* :-! :-/ *WRITE* *WALL* *SORRY* :-D *BRAVO* :-P :-[ :-| *DONT_KNOW* :-( *STOP* =-O *TIRED* %) *BYE* :`( *THUMBS_UP* 8-) *JOKINGLY* *YAHOO* *HELP* ]:-> ;D *PRIVET* :-) :-X *YES*