Схема преобразователя мощностью 1000 ВА
Эта запись находится в рубриках: "Полезные схемы".
Вы можете комментировать здесь либо в любимой социальной сети.
|
Когда необходим импульсный преобразователь
Предлагаю вам для начала представить такой случай из радиолюбительской практики. Вы захотели собрать усилитель своими руками. Для упрощения отбросим их деление на типы и классы. Будем руководствоваться одним, для многих, основным параметром усилителя звуковой частоты – его выходная мощность. Вы решили не размениваться по мелочам и собрать для себя усилок на 500 ватт. Всё. Цель установлена. Перед вами стоит задача найти подходящую схему. Что дальше? Правильно. Шарим на популярных радиолюбительских сайтах, не забывая, конечно, про xn--80a3afg4cq.xn--p1ai, в поисках заветной схемы усилителя звуковой частоты.
Допустим, из кучи предложений нашли две наиболее удовлетворяющих потребности. К примеру, схема номер раз – транзисторный биполярный усилитель мощности и схема номер два – транзисторный полевой усилитель мощности. Теперь из них нужно выбрать одну, на базе которой вы будете паять желанный, радующий ухо мощным звуком девайс. Руководствуясь субъективными оценочными критериями, выбираете, допустим, первый вариант. Ага. Спаять схему – полбеды, и здесь особых трудностей возникнуть не должно. Но вот перед вами вырисовывается огромная, типичная в подобной ситуации проблема. Думаете какая? Правильно. А чем же я его буду питать? Точнее – от чего! Это, пожалуй, одна из главенствующих проблем при конструировании мощных электронных устройств.
Если применять трансформаторный источник питания, то для нашей схемы габаритная мощность трансформатора должна быть не менее 625…650 ватт. Кроме того, что подобные трансы не валяются на дороге, так они ещё и жутко дорогие. А если вы захотели использовать собранный усилитель мощности в автомобиле. Как тогда его питать? В этом случае приходят на помощь импульсные источники питания и импульсные преобразователи напряжения. Собрать и довести до ума импульсный блок питания, преобразователь, конечно, сложнее традиционного, но другого выхода нет. Приходится паять. Ведь мы так близко к заветному первому запуску усилителя.
От теории к практике конструирования
Сегодня расскажем и приведем схему преобразователя напряжения с мощностью нагрузки до 1000 ватт. Конвертер отлично подойдет для питания как автомобильного усилителя, так и любого другого электрического устройства от бортовой сети. Напряжение на выходе преобразователя равно 75…105 вольтам. Но изменить его никогда не поздно. На вход преобразователя подается стандартное автомобильное напряжение 12 вольт. Схема преобразователя:
Добавлено: из радиолюбительской беседы в комментариях стало ясно, что схема преобразователя не полностью надежна и работоспособна. Мы немного изменили силовой каскад и в итоге получилась вот такая схема:
Добавлено: подробнее о питании сетевым напряжением смотрите комментарий 11. Также стоит обратить внимание на 21. В 31 фото собранного блока питания. Описание изменений читайте в 35, 37, 41.
Собирается преобразователь на широко распространенной микросхеме ШИМ TL494 и мощных MOSFET на выходе, способными обеспечить необходимую силу тока.
Для этой цели сгодятся по три параллельно соединенных полевых транзистора IRFZ44N на плечо. Итого, шесть штук, т.к. преобразователь, конечно, двухтактный. Кстати, такие транзисторы стоят в автомобильном сабвуфере Prology ATB-1000 и Prology ATB-1200.
Можно поставить в схему MOSFET IRF3710, помощнее и понадежнее. На выход преобразователя традиционно ставят импульсный трансформатор. А после него уже мощные выпрямительные диоды или диодный мост и фильтрующие конденсаторы, т.е. все обязательные для блоков питания радиокомпоненты.
Рассчитываем импульсный трансформатор
Теперь о том, как рассчитать импульсный трансформатор для нашей схемы преобразователя. Входное напряжение потенциалом 13,8 вольт должно преобразовываться примерно в 70 вольт (чтобы после диодов и фильтрующих конденсаторов получилось около 90 В). Частота преобразователя 50 кГц. Её задает генератор с ШИМ TL494 (левая часть схемы преобразователя). Допустим, у нас в наличии имеется ферритовое кольцо М2500НМС К65х40х9. Из него мы будем получать импульсный трансформатор для нашего преобразователя. Буковка «С» в маркировке феррита обозначает, что он предназначен для работы в сильных магнитных полях. Габаритная мощность такого кольца примерно 1100 ватт, т.е. то, что нам нужно. А рассчитывается она по формуле:
Pгаб = 3,14 * (D - d) * h * d * d * f * 0,25 / 12000 => Pгаб = 3,14*(65-40)*9*40*40*50*0,25/12000?1100 Вт.
Как можно заметить, габаритная мощность зависит не только от размеров ферритового сердечника, но и от частоты тока преобразователя. Причем зависимость существенная. Таким образом, при проектировании преобразователя напряжения мы не скованы частотной характеристикой, как это было бы в случае с традиционным сетевым блоком питания, рассчитанном на промышленную частоту 50…60 Гц. Это не может не радовать, так как при расчетах, обнаружив несоответствие габаритной мощности трансформатора мощности нагрузки, мы можем просто увеличить частоту задающего генератора. Частота, если брать в широких пределах, может составлять 5…500 кГц, обычно, конечно, этот разброс значительно уже – 10…100 кГц. При этих значениях коэффициент полезного действия импульсного трансформатора равен 95…99%! Но здесь ещё необходимо, конечно, учитывать характеристики материала сердечника. Для предварительного расчета можно взять среднюю частоту преобразования 50 кГц. Увеличив частоту до 100 кГц, мы получим габаритную мощность импульсного трансформатора для нашего преобразователя в два раза больше, т.е. под 2 кВт.
Сила тока во вторичной обмотке I2 = 1000 / (70+70) ? 7 ампер.
Теперь определим плотность тока в обмотках: J = 1,5 + 24 / (Pгаб)1/2 => J=1,5+24/(1100)1/2 = 2,2 А/мм2.
Теперь необходимо определить разность потенциалов, подводимую к импульснику для рассматриваемой схемы преобразователя напряжения. Поскольку первичная обмотка поделена на две с отводом от средней точки, U1 = 2*13,8 – Uнас, где Uнас – падение напряжения на переходе сток-исток транзистора. Для IRFZ44N примем Uнас = 0,8 В. Для MOSFET IRF3710 это значение поменьше. U1 = 2*13,8 – 0,8 ? 27 вольт.
Отлично. Находим количество витков и диаметр провода первичной обмотки. W1 = 500 * U1 / (F * 0,25 * (D - d) * h) => W1=500*27/(50*0,25*(65-40)*9) ? 5 витков. Т.е. по три витка на плечо с отводом от середины. Итого, W1=6. Для вычисления диаметра обмоточного провода определим силу тока в первичной обмотке. I1 = 1000 ватт / (27 вольт/2*КПД) => I1 = 1000 ватт / (27 вольт/2*0,9) ? 83 А. Отсюда диаметр провода равен d1 = 0,6*(83 А)1/2 = 5,46 мм. Если считать через плотность тока, то получаем d1 = (83 (А) / 2,2 (А/мм2) / 3,1415)1/2 * 2 = 6,9 мм. Найдем среднее значение d1= (5,46+6,9)/2 ? 6 мм. Можно и нужно взять провод меньшего диаметра и намотать первичку в несколько жил. Например, 1,5 мм x 16 жил.
Число витков вторичной обмотки W2 = W1*U2 / U1 => W2=6*(70+70) / 27 = 31 виток или примерно по 15…16 витков с отводом от середины медным проводом диаметром d2 = 0,6*(7 А)1/2 ? 1,6 мм. Для верности можно пустить три жилы диаметром 1 мм. Или 0,63 мм x 6 жил.
После всех свистоплясок получается импульсный трансформатор для преобразователя примерно следующего вида:
Вот мы и произвели беглый расчет импульсного трансформатора для схемы преобразователя мощностью 1000 ВА. Причем сделали это вручную, без использования компьютерных программ. Методик расчета трансформаторов предостаточно. Для получения более точных показателей, конечно, желательно воспользоваться вычислительной программой для расчета трансформатора. И лучше не одной. Т.к. полученные значения в них порой очень сильно разняться. А при расчете в нескольких прогах можно аналитически-статистическим методом отсеять более точные данные. Одну из программ можно скачать в статье автомобильный преобразователь напряжения. Там же можно почитать дополнительно о подобных конструкциях и схемах преобразователей. И ещё несколько скачайте по ссылке ниже.
Скачать программы для расчета трансформатора
Автором ExcellentIT v.3.5.0.0 и Lite-CalcIT v.1.7.0.0 является Владимир Денисенко из г. Пскова, автором Transformer v.3.0.0.3 и Transformer v.4.0.0.0 – Евгений Москатов из г. Таганрога.
Советую применять все указанные программы для расчета импульсных источников питания комплексно.
Метки: полезно собрать
Радиолюбителей интересуют электрические схемы:
Расчет силового трансформатора
Преобразователь напряжения 12 - 220
Dannuyu sxemu impulsnogo preobrazovatelya mojno li budet pitat ot obi4noi domashnei seti 220 volt podav 4erez obi4ni transformatorni vipryamitel ukazannoe na sxeme napryajenie pitaniya 12v i esli mojno to kakoi moshnosti doljen bit vipryamitel? i vozmojno budet ras4itat preobrazovatel na bolee visokie moshnosti do 4000watt estestvenno zameniv vixodnie tranzistori na bolee moshnie?
24 июля 2011 в 22:40
Совсем не нужно городить огород из трансформаторов.
В импульсных источниках питания задающий генератор может питаться непосредственно от сети 220 вольт через выпрямительные диоды и ограничивающие резисторы мощностью не менее 2 Вт. Их сопротивление подбирается так, чтобы напряжение было в пределах 12…15 вольт. Соответственно, выходной транзисторно-трансформаторный каскад подключается к выпрямленному напряжению 220 вольт.
Ещё один способ питания ШИМ контроллера возможен через резистор и гасящий конденсатор. А на импульсном трансформаторе наматывается ещё одна обмотка на 12 вольт. Получается, что в момент старта питание подается прямо от сети выпрямленным напряжением через резистор и конденсатор. После того, как конденсатор зарядится, пуск генератора уже произойдет, и дальнейшее питание будет производиться от третьей обмотки импульсного трансформатора.
Но есть ещё один способ. Отдельно питать трансформаторным блоком задающий генератор преобразователя (напряжение 12…15 вольт). А непосредственно сетевым напряжением питать выходной каскад (т.е. силовые транзисторы и импульсный трансформатор).
25 июля 2011 в 18:49
nu s pitaniem ya ponyal zaranie poblogodoryu za informaciyu nu fakti4eski polu4aetca lyubim pitaniem na 12 volt mojno budet zapustit sxemu.A ne podskajite vot ras4itav gabaritnuyu moshnost transformatora primerno na 4 kw kakie tranzistori mogut podoiti dlya takoi moshnosti ? ili mojno soedinyat tranzistori paralelno?
25 июля 2011 в 21:00
4 кВт? Это что за нужды такие? При питании от 12В преобразователю нужен будет ток 400А с учетом КПД.
25 июля 2011 в 21:15
Все правильно поняли. Для запуска ШИМ контроллера и, соответственно, генератора на нем нужно 12 вольт от любого источника. Я вижу два варианта. Первый - запитать через сопротивление от постоянного тока напряжением 220 В; второй - запитать от стороннего источника (например, трансформаторного блока питания).
Теперь что касается расчета импульсного трансформатора. Лучший, думаю, способ подобрать для него сердечник и рассчитать количество витков, диаметр обмоточного провода - это воспользоваться приведенными в статье программами. Это отличные помощники в данном вопросе.
Переходим к силовым ключам, то бишь, MOSFET. Их не только можно, но и нужно включать параллельно. Поскольку мощность далеко немаленькая. Выбирать их, естественно, необходимо одного типа; ставить на один радиатор для выравнивания нагрева. При необходимости установить принудительное охлаждение с помощью вентилятора. На радиаторе MOSFETы размещать как можно ближе друг к другу.
Могут подойти, например, по два параллельно включенных SPW20N60C3 или IRFP460 или IRFP22N60K или по одному IRFPS43N50K, но они выйдут дороже, чем четыре IRFP460.
25 июля 2011 в 21:45
Andreas vam ogromnoe spasibo vi menya bukvalno spasli ya tak i postuplyu budu ili 4erez malomoshni vipryamitel pitat preobrazovatel ili 4erez soprotivlenie kak vi uje ranshe govorili, podbirat transformator i tranzistori,u menya prosto 2 uselitelya sobranno odin koncertni 2000+2000 watt pitanie na kajdoe ple4o po +-130v nu a drugoi na MOSFET 1000+1000 pomoemu vasha publikaciya nu i vot voznik vopros (a 4em pitat?)esli trnsformator to gabariti gigantskie i ves nu tut bez impulsnika nu nikak ne oboitis nu i v dobavok 4to nikogda ne sobiral impulsnie bloki pitaniya bolshoe spasibo vi menya o4en viru4ili
25 июля 2011 в 23:03
nissan, всегда рады помочь. Совершенно с вами согласен относительно питания УМЗЧ. Многие начинающие радиолюбители (я и сам раньше во многом заблуждался) думают: “Ага, сейчас найду схемку усилка помощнее, осилю, спаяю, и будет мне, как говорится, счастье.” Ан не тут-то оно было! Питать-то нечем! Оказывается, что сложнее собрать источник питания для усилителя, чем сам усилок. Вот такой парадокс.
P.S. А что у вас за усилитель на 2 кВт?
26 июля 2011 в 0:00
Andreas opyat je zaranee bolshoe spasibo za pomosh a sxema 2000kw uselitelya vot ssilka _http://goo.gl/RVEmV takoi uselitel sami ras dlya muzikanta ya po svoei specialnosti muzikant profesionalni nu koneshno je estradnik i vot po rabote ne ras prixoditca obshatca so zvukotexnikoi,koneshno je est importnaya gotovaya apparatura no ona ne vsegda udovletvoryaet zvukovim trebovaniyam i ktomuje o4en dorogo stoit a est naviki nekotorie po radiotexnike i po4emuje ne vospolzovatca vot i sobirayu ya somostoyatelno i ya dumayu 4to polu4aetca ne xuje 4em u firmennix dorogix analogov vot sam igrayu sam ispitivayu nu i v dobavok ogromnoe udovolstvie dlya menya kogda sam 4toto konstruiruyu
26 июля 2011 в 8:22
Ага, видел эту схему 1,5 кВт усилителя. Даже, если не изменяет память, где-то на сайте она уже упоминалась.
Да, аппаратура, выпускаемая промышленностью, в большинстве случаев не отвечает нужным техническим характеристикам. Пишут в тех.характеристиках одно, цена, мягко сказать, завышенная, а на деле пшик. К тому же, у единичных фирм-производителей звукотехники созданы инженерно-конструкторские отделы, которые занимаются расчетами и проектрированием и принципиальных схем, и радиотехнических комплектующих, и модульных блоков, и корпусов… В 95% случаев фирма, чтобы снизить расходы, берет уже готовую схему из публичного доступа, закупает по оптовым ценам радиодетали и комплектующие и ставит на поток. Соответственно, делается все, чтобы максимально удешевить себестоимость готовой продукции в ущерб ее качественной составляющей. А затем выставляется крайне завышенная цена.
P.S. А вы можете написать отзыв, свои наблюдения, рекомендации по сборке данного усилителя на основе собственного опыта? Если напишете и приложите фото, то мы обязательно опубликуем ее на сайте. Думаю, что всем будет интересно узнать мнение радиолюбителя, реально собравшего УЗЧ.
26 июля 2011 в 10:13
Obyazatelno koneshno ya vsyo doskonalno opublikuyu vot kokraz dlya etogo ya xo4u ego do konca zavershit i ispitat uje v realnoi rabote 4tob tshatelno o vsex kaverznix momentax podelitca 4tob povtorivshi etu konstrukciyu ne stolknulsya s trudnostyami i 4tob ya toje mog bi uverenno porekomendovat sxemu dlya povtoreniya po4ti vsyo u menya sobranno uje po4ti na zavershayushem etape ostalos vopros s pitaniem reshit i nekotorie melkie shtrixi dodelat tam melkie veshi ostalis oto vsyo na vozduxe poka vesit a tak vsyo sobranno s radostyu budu delitca bukvalno vsem do poslednego vintika
26 июля 2011 в 12:33
Чуть выше я говорил вот про такое раздельное питание задающего генератора и оконечного силового каскада преобразователя
Выделено зеленым цветом. Необязательно, конечно, именно так делать, но в качестве неплохого базового схемотехнического варианта пригодится.
26 июля 2011 в 12:53
собрал но не че не работает, не могу разобраться с обратной связью
3 августа 2011 в 6:49
Попробуйте отключить цепь обратной связи: исключите резисторы номиналами 27К, 50К, 15К и 3,9К. Первый вывод TL494 соедините без сопротивления.
3 августа 2011 в 19:36
Andreas dobri den u menya est vot takoi serde4nik marki 2000nm 100/60/15 i pravilno li ya ras4ital ego? ya srazu vzyal ras4yot na setevoe napryajenie 220v po pervoi formule gabaritnaya moshnost polu4aetca (3,14*(100-60)*15*60*60*50*0,25/12000=7065WT),2 formula j=1,5+24/(7065)^1/2=1,78~2: U1=2*220-1,5=438,5: W1=500*438,5/(50*0,25*(100-60)*15=29~30vitkov:toest 30+30 vitkov na pervi4ku. ne znayu polu4ilos ili slishkom silno ya tut namudril? budu rad za pomosh
13 августа 2011 в 15:55
Расчеты немного неверны из-за того, что вы взяли 220 В. Сетевое напряжение после диодного моста и фильтрующих конденсаторов повысится примерно в 1,36 раз. Берите около 300 вольт на каждое плечо первичной обмотки. У вас получится первичная обмотка трансформатора 20+20 витков. В остальном расчеты верны.
13 августа 2011 в 21:40
Toest po etoi formule? U1= 2*300-1,5=598,5 i sledstvenno W1=500*598,5/(50*0,25*(100-60)*15=39,9~40 vitkov ili est drugaya formula dlya etogo raschota?
13 августа 2011 в 22:18
Да, по указанной формуле. Так у вас получается количество витков на всю обмотку. А ее нужно поделить на две. Получается по 20. Если сетевое напряжение нестабильно и бывает выше 220 В, то намотайте с запасом 25+25.
13 августа 2011 в 23:11
Andreas ogromnoe spasibo za pomosh vi menya otli4no proinformirovali vsyo bolee 4em ponyatno nu moyo nastoyashee imya Grisha i to 4to ya obeshal nas4ot 2-x kilovatnogo uselitelya ya ne zabil budu obizatelno publikovat s fotkami i v rabote toje prosto o4en moshnaya maxina polu4aetca dostato4no dolgo prishlos dumat kak ego ukomplektovat kakoi korpus delat i dostato4no dolgi bil vibor mejdu trasformatorom obi4nim blokom pitaniya i impulsnim poetomu taki zaderjki a tak po4ti vsyo sobranno i drugoi uselitel na mosfet vasha statya toje uje v zavershayushem etape i kajdie konstrukcii ya po stereo srazu sobirayu toest prishlos 4 uselitelya odnovremenno sobirat nu i po vozmojnosti storayus srazu vsyo v ka4estve delat nemnogo medlenno poetomu rabotayu no uje skoro budu gotov
13 августа 2011 в 23:41
Григорий, всегда стараюсь помочь советом, поделиться своими соображениями. Особенно приятно, когда они на пользу.
Что же касается вашего звукотехнического проекта, то очень хочется с ним ознакомиться. Конечно, буду с нетерпением ждать публикации. Ведь любой теоретический материал остается лишь домыслами и абстрактными гипотезами, не представляющими особой ценности, если не подтвержден практически. А ваш проект, бесспорно, уникален уже тем, что основан на личном опыте и воплощен в жизнь. Уверен, что ваши конструкции найдут массу последователей среди радиолюбителей .
14 августа 2011 в 12:06
Andreas dobri den opyat za vashei pomoshyu obroshayus vopros vot takoi tranzistori IRFP460 ili IRFP22N60K podoidut po napryajeniyu dlya preobrazovatelya rasshitanogo na setevoe napryajenie ili stoit bolee visokovoltnie stavit, i podoidut li takie STY16na90(900v,0,54om,16A(64A impulsni,300W) STW11NB80(800v,0,8om,11A(44A impulsni)190W) STU10NC70Z(700v,0,75om,9,4A(37A impulsni)160W) STW10NC70Z(700v0,75om,10,6A(42A impulsni)190W) STE26NA90(900v,0,3om,26A(104A impulsni)450W)STE24NA100(1000v,0385om,24A(96A impusni)450W)? i po kakoi formule nujno rasshitivat nominal vxodnix rezistorov na zatvorax vixodnix tranzistorov?
18 августа 2011 в 15:44
Первые два (IRFP460 и IRFP22N60K) подойдут. Предпочтительнее, на мой взгляд, IRFP460.
Не нужно использовать MOSFET с запасом по рабочему напряжению более чем в 2…2,5 раза, т.к. ухудшаются скоростные характеристики. У вас же будет 300…320 вольт на плечо. Запас по напряжению достаточный против максимального напряжения в 500 вольт для IRFP460. Сила тока при мощности нагрузки 4 кВт будет равна 4000/310=13,3 ампера, которая тоже по силам транзистору IRFP460 при максимально допустимой для него в 20 А. Однако, чтобы наверняка исключить вероятность перегрева (мощность немаленькая) и повысить надежность блока питания в целом, рекомендую поставить по два IRFP460 в плечо. Сопротивление перехода чуть ниже, чем у IRFP22N60K - хорошо. Хотя у IRFP460 и больше заряд затвора (190 нК по сравнению со 150 нК у IRFP22N60K), однако замеры проводились при максимальной силе тока. В общем-то чем ниже заряд затвора, тем выше скорость открытия-закрытия MOSFET. При двух на плечо некритично.
В цепь затвора обычно ставят резистор сопротивлением 5…200 Ом. Не стоит увлекаться его увеличением, поскольку, опять же, снижаются скоростные показатели. Ограничьтесь резистором сопротивлением в 10…22 Ом мощностью не менее 0,5 Вт. Рекомендую параллельно установить диод:
18 августа 2011 в 18:23
Andreas ogromnoe spasibo vsyo bolee 4em ponyatno i vot esho vopros paralelno rezistoram visoko4astotnie diodi ote4estvennogo proizvodstva KД213 podoidut ili ponadobyatca drugie diodi?
18 августа 2011 в 19:10
Нет, КД213 не подходит. Для этих целей нужны более быстрые диоды с очень малым временем восстановления.
К примеру, SF16, 31DF4, SF26, SF56, ES1G, MUR140G. Если нет похожих, то ставьте резистор с цепью активного ограничителя напряжения на биполярном транзисторе. Кстати, эту цепь лучше предусмотреть в любом случае. Она уже есть на вышеприведенных схемах (в обеих).
18 августа 2011 в 21:29
Superbistrodeistvuyushie diodi vsyo ponyatno- obyazatelno ya postavlyu ix paralelno rezistoram.Andreas bolshoe spasibo
18 августа 2011 в 22:05
Andreas dobri den blok pitaniya uje gotov idu pokupat vixodnie tranzistori IRFP460 no poka4to na danni moment diodi shotki preobresti ne mogu v dalneishem estestvenno ix toje preobretu i postavlyu vot takoi vopros zapusk bloka pitaniya bez diodnogo mosta 4isto dlya proverki rabotosposobnosti vozmojen ili net?
19 августа 2011 в 11:58
Вы собрали импульсный блок питания с обратной связью?
Если да, то хотя бы один диод нужно на выход поставить, но совсем необязательно Шоттки и слишком мощный. Как раз КД213 подойдет.
19 августа 2011 в 15:16
Da blok pitaniya s obratnoi svyazyu kak po sxeme bez izmeneni a v ka4estve diodnogo mosta KD213 stavit mojno nu vremenno pust poka porabotaet vmesto importnix paralelno esli soedenit 4tob 4ut pobolshe amperaja imet na vixode prosto ya 2 bloka pitaniya sobral u odnogo +-90v na vixode a u drugogo +-130v polu4aetca po napryajeniyu podoidut? esli ya ne oshibayus u odnogo dioda s bukvoi A 200v maximu napryajeniya a u drugogo po4ti 100v
19 августа 2011 в 16:47
Да, у КД213А обратное напряжение составляет 200 вольт. Для проверки, безусловно, подойдут. Только вот с параллельным включением может быть не все гладко. У диодов одного номинала параметры могут отличаться, поэтому для надежности нужно ставить последовательно с каждым выравнивающие резисторы небольшого сопротивления, но большой мощности (нагрузка у вас достаточно большая). Можно, однако, обойтись и без них, но тогда либо посадите их на радиатор вплотную, либо попарно скрутите, например, изолентой для равномерного распределения тепла. И лучше по максимуму не нагружайте.
А когда будете тестировать собранное устройство, подключите для начала его к сети через ограничивающий резистор или через лампочку ватт 100.
19 августа 2011 в 18:41
Andreas ogromnoe spasibo bezuslovno kogda budu potklyu4at ustroistvo dlya na4ala 4erez lampo4ku podklyu4u nu a KD 213 eto vremenno dlya proverki a potom so vremenem ya ix pomenyayu i esho vopros blok pitaniya obyazatelno na nagruzke podklyu4at ili na xolostom xodu mojno? prosto ya slishal 4to impulsnie isto4niki bez nagruzki vklyu4at nelzya
19 августа 2011 в 21:59
Да, тоже читал насчет режима холостого хода для импульсных источников питания. В лучшем случае устройство уходит в защиту.
Нагрузите его тоже лампочкой небольшой мощности. Ватт 40, думаю, достаточно.
19 августа 2011 в 22:45
http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/CfDl61O3.jpg fotka preobrazovatelya http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/hTSUbmPo.jpg fotka uselitelya 1000w http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/OOqN7UEF.jpg opyat uselitel 1000w http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/EZaYPTak.jpg preobrazovatel http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/3rb2DYKn.jpg plata uselitelya 2000w http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/IY3NxJRe.jpg opyat uselitel 2000w http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/kZf3uVwb.jpg foto korpusa uselitelya 2000w kotori ya budu peredelivat http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/VzUkajw3.jpg radiatori s tranzistorami ot uselitelya 2000w http://s2.ipicture.ru/uploads/20110820/UU97Kx5Y.jpg
20 августа 2011 в 10:07
Andreas esho odin vopros u menya v nali4ii imeyutca diodi KД2997Б u kotorix maximalnoe obratnoe napryajenie 100v po datashitu nu i 30A ix tok na odnom preobrazovatele vtori4naya obmotka rasshitana na peremennoe napryajenie 90+90v a na drugom 70+70 viderjit li takoi diodni most po napryajeniyu ili stoit ix vsyotaki posledovatelno soedenit?
21 августа 2011 в 12:23
По обратному напряжению, особенно для 90 вольт, такие диоды не годятся. Если будете соединять последовательно, то обязательно шунтируйте каждый низкоомным резистором. А также параллельно шунтирующим резисторам (т.е. параллельно каждой паре последовательно соединенных диодов) подключите керамический конденсатор малой емкости.
P.S. Да, кстати! Амплитудное значение 70 вольт переменного напряжения составляет более 95 вольт.
21 августа 2011 в 21:57
Andreas dobri ve4er sxema ne zarabotala tranzistori kak seme4ki lopayutca nekak nemogu ponyat ot 4ego transformator izdoyot nepriyatni zvuk pisshit nagruzil ego lampo4koi na 100w to ona gorit o4en slabo to voobshe na vixode napryajenie propodaet pitanie preobrazovatelya podoval 4erez lampo4ku toje 100w i opyat to ona gorit polnim yarkim svetom to 4ut smuglo ne mogu ponyat gde dopustil oshibku transformator i po programmam i po ru4nim rasshotam namotan 26+26 vitkov vixodnoi kaskad sobran po sxeme push-pull
22 августа 2011 в 21:48
Если схема исправна, то лампочка должна ярко вспыхнуть и затем притухнуть. Если она мигает, значит блок не работает должным образом. Теперь нужно установить причину.
У вас есть осциллограф?
И еще. Начертите эскиз собранной схемы с указанием всех номиналов радиодеталей. Отправьте по e-mail мне или опубликуйте на сайте. Ещё раз проверьте монтаж. Затем дальше будем выяснять причину.
22 августа 2011 в 23:38
oscilografa k sojaleniyu u menya v nali4ii net edinstvennie podru4nie sredstva eto testr i poyalnik a sxema po4ti bez izmeneni zadayushi generator sdelan kak na sxeme v statye edinstvennoe otli4ie eto to 4to pitaetca ot otdelnogo isto4nika na 12v vixodnoi kaskad vipolnen po sxeme push-pul s otvodom ot seredini pitaetca ot vipryamlennogo 4erez diodni most i sglajivayushi kondensator setegogo napryajeniya + podoyotca na srednyuyu to4ku transformatora minus na istoki vixodnix tranzistorov kotori soedinyon s obshim minusom zadayushego generatora, na zatvorax stoyat rezistori po 15om zashuntirovannie diodami ES1G,obmoto4nie dannie transformatora 26+26 vitkov sarde4nik iz ferita 2000nm 100/60/15mm nu dlya bolee detalnogo obzora sxemu ya na4eru i po mail-u otpravly
23 августа 2011 в 1:26
Григорий, я попробовал смоделировать работу задающего генератора с номиналами радиодеталей, указанными на схеме преобразователя. В итоге получилось, что задающая частота при 0,022 мкФ и 22 кОм на 5 и 6 отводе TL494 равна 1,136 кГц. Поэтому у вас и пищит импульсный трансформатор.
Для начала замените конденсатор на 820 пФ (5 вывод), а резистор на 10 кОм (6 вывод). При таких номиналах частота составит 67 кГц, что входит в приемлемый интервал.
Теперь нужна схема, чтобы смоделировать работу силовых ключей. На них нужно отрегулировать задержку открытия-закрытия, чтобы транзисторы не попадали под сквозной ток. Второе плечо должно открываться только после закрытия первого.
24 августа 2011 в 12:33
xorosho ya vsyo ponyal nu a tranzistori obizatelnom poryadke odin iz nix probivaet i s silnim xlopkom kak pulya v vixodnom kaskade
24 августа 2011 в 12:45
se4as ya zanovo peredelivayu odin iz preobrazovatelei uje po mostovomu variantu podklyu4eniya peremativayu transformator poprobuyu postavit draivera IR2110 kokraz eti draivera prednazna4eni dlya upravleniya verxnimi i nijnimi klyu4ami mostovogo preobrazovatelya i oni vidayut 4otkie impulsi na zatvori posmotryu 4to iz etogo polu4itca poka4to 4 tranzistora esho jivi
24 августа 2011 в 13:09
Andreas dobri ve4er u menya vopros opyat a kakim obrazom mojno otregulirovat otkritie i zakritie tranzistorov
24 августа 2011 в 21:57
Задающий генератор по схеме полностью рабочий. Только нужно повысить частоту описанным выше образом (37 комментарий) путем замены конденсатора и резистора. А также модернизировать силовой оконечный каскад. Вот что у меня получилось:
При таком включении осциллограмма на затворах принимает нужную форму с задержкой:
А вот при указанных на схемах номиналах резисторов в 1 кОм, которые идут от 9, 10 выводов на “землю”, осциллограмма не соответствовала норме. Получалось, что MOSFET ы оказывались под сквозным током, т.е. открывался второй, когда первый ещё не закрылся.
Есть, конечно, формула по которой вычисляются номиналы затворных ограничивающих резисторов, однако конструкторы-практики рекомендуют подбирать эти сопротивления под каждую схему преобразователя индивидуально. Поэтому и нужен осциллограф, который является главным контрольно-измерительным прибором при конструировании импульсных источников питания.
Дополнительно в цепь силового каскада я включил стабилитроны на 10 вольт, чтобы всплески на одном транзисторе (график красного цвета) не открывали его при закрытии другого.
25 августа 2011 в 17:48
Andreas vam ogromnoe spasibo vi ne predstavlyaete kak ya vam blagodaren stolko vsego ya u vas nau4ilsya do etogo bukvalno vot 4to iz sebya predstavlyaet impulsni isto4nik pitaniya dostato4no dalyok bil. Da v silovoi elektronike i ne tolko bez oscilografa sovsem ne oboitis eto o4en nujni pribor. V generatore ya uje srazu izmenil 4astotu na nujnuyu pomenyal nominali na ukazannie sootvetstvenno 0,022mkf na 820pf 22k na 10k no vremenno poka ya ego ne podklyu4al k isto4niku pitaniya bilo srazu ponyatno 4to dorabotka okone4nogo kaskada toje predstoit vot kak vi opisali v vashem komentarii.Vsyo dostato4no ponyatno ograni4evayushie zatvornie rezistori.Andreas esli ne zatrudnit vas vsyotaki formulu xotelosbi znat nemnogo xo4u sebya pomu4at rasshotami.I vot esho vopros nominali kotorie ukazani v sxeme v poslednem komentarii v moyom slu4ae uje podoidut ili nujno budet ix rasshitat? i xotelosbi uznat tranzistori A1266 v sxeme prisutstvuyut ili net logi4eski dumayu da prosto 4ut 4ut zabludilsya na sxeme oni ne obozna4eni poetomu
25 августа 2011 в 19:42
Формула для определения номинала затворного резистора:
Rзатв=(Uзатв*tвкл)/Qзатв; где Uзатв - напряжение на затворе (до резистора), Qзатв - величина заряда затвора МОП-транзистора, tвкл - обычно указывается в технической документации на транзистор и составляет наносекунды. Соответственно, чем больше сопротивление затворного резистора, тем дольше коммутация. Затягивание времени включения и отключения влияет на тепловыделение и значит на КПД преобразователя. Однако и сильно занижать его не следует, чтобы при работе на высокой частоте транзисторы успевали переключаться.
Что касается номиналов, то я старался максимально точно подобрать их именно для вашей схемы. Однако нагрузка у меня, как можете видеть, активная. При нагружении выходного каскада на импульсный трансформатор, т.е. индуктивную нагрузку, может понадобиться подкорректировать номиналы. При тестировании попробуйте для начала подать на трансформатор и истоки полевиков менее опасное напряжение, чем сетевое и лучше через ограничивающий резистор. Замерьте напряжение на вторичной обмотке трансформатора. При удачной первой стадии можете попробовать запитать от сети, но опять же через лампочку. Если в первый раз 100 ватт было мало, возьмите лампочку помощнее или включите две последовательно на фазу и ноль. В первую очередь подайте сетевое напряжение при отключенном ШИМ-контроллере. Сделайте замеры. Затем можете включать генератор.
Биполярные транзисторы в схеме присутствуют. Измененную схему опубликовал в статье. Обратите внимание, что я изменил стабилитрон с 5 на 10 вольт.
И на время опытов отключите обратную связь.
26 августа 2011 в 21:33
Andreas ogromnoe spasibo za formulu ya uje oznokomilsya s izmenyonnoi sxemoi i dostato4no bistro vsyo izmenil u sebya uje ya gotov k sleduyushemu etapu ispitaniya zavra budu podklyu4at i tshatelno prokomentiruyu rabo4ee povedenie ustroistva.Bolshaya dosada 4to net v nali4ii oscilografa,i poetomu est vopros ya dumayu vsyotaki regulirovka vixodnogo kaskada v moyom slu4ae esho ne zavershena predstoit dalneishaya dorabotka i vot ya po povodu tokoograni4ivayushix rezistorov vsyutaki eto ya naskolko ponyal svyazanno s podoyushim napryajeniem na zatvorax i podbor etix rezistorov vsyotaki predstoit sushestvuetli variant provodit zameri testorom toest vistavit nujnoe napryajenie na zatvorax i kakto ogani4itca poka4to etim do preobreteniya takogo cennogo pribora kak oscilograf ili eto ne celesoobrazni sposob? esli est to orentirova4no kakoe napryajenie xotyabi priblezitelno ya mogu vistavit na zatvorax vixodnix tranzistorov 4tob xot kakto spasti ix ot proboya?
26 августа 2011 в 22:23
При питании TL494 напряжением 15 вольт на 9 и 10 выводах импульсы будут меньшего напряжения. А на затворы обычно можно подавать до 20 В (см. техническую документацию на транзисторы). Поэтому насчет этого можете не волноваться. А вот стабилитрон и нужен, чтобы защитить транзисторы от пробоя. Поэтому его обязательно поставьте. При том, который в схеме, напряжение на затворах будет 10 вольт +/-10%.
А насчет осциллографа. Есть компьютерная прогрмма, с помощью которой можно сделать осциллограф из компьютера. А здесь некоторые разъяснения - Осциллограф
27 августа 2011 в 20:40
Andreas ogromnoe spasibo ya uje gotov k podklyu4eniyu impulsnika namerevalsya sdelat eto segodnya prosto 4ut-4ut ne uspel poetomu prishlos otlojit na zavtra no vsyo vporayadke v sxeme ya prodelal izmeneniya kotorie bili vishe skazani datashit po tranzistoru uje smotrel,oscilograf toje zaka4al i udevitelni porodoks ya sam vot nedavno nashol v internete( programma vertualni oscilograf) i daje uspel dve poxojie programmi ska4at i v sleduyushem komentarii kokraz sam xotel sprosit vsyotaki programma vertualnaya nu tut koneshnoje bez mneniya visokokvalificirovannogo specialista nu sovsem ne oboitis i vot v udivlenie segodnyashni vash komentari i tut sebe nashol otvet vsyo stalo predelno yasno na4inayu ispolzovat programmu
27 августа 2011 в 22:39
Andreas preobrazovatel ya podklyu4il mojno skozat 4to zarobotolo teper podklyu4il 4erez lampo4ku gorit tusklo v nagruzke toje lampo4ka na 150W toje gorit tusklo zameryayu napryajenie na vtori4ke testr pokazivaet bolee 1000v na ple4o v peremenke a na postoyanke o4en malo napryajeniya primerno okolo 20v
28 августа 2011 в 15:46
pomenyal lampo4ku postavil na 300W napryajenie na vixode izmenilos polu4il +-50v posle diodnogo mosta no lampo4ka po prejnemu prodoljaet goret tusklo pravda dolgo v takom rejime vklyu4onnim ne ostovlyal po moei versii eto dumayu vsegonavsego amperaj- potreblyaemi tok preobrazovatelya poetomu lampo4ka gorit no vsyoje v set bez neyo ya poka4to ne resknul vklyu4it, tranzistori 4ut tyoplie transformator ne greetca lishnix zvukov ne izdoyot zametil vot 4to v generatore posle dioda 1n4001 est padenie napryajeniya vpolne preli4noe na 2, 3 volta do dioda napryajenie okolo 13,5-14v posle okolo 11v daje 10V shim kontroler pitaetca ot stabilizirovannogo pitaniya postavil KР142EН8В na 15V vozmojnoli isklyu4it diod iz sxemi ili eto sushestvenni element ne dlya togoli stoit diod 4tob slu4aino polyarnost ne sputat? osobenno v avtomobilyax kogda k akkamulyatoru podklyu4ayut?
28 августа 2011 в 17:03
Да, Григорий, вы правы. По идее схема преобразователя заточена для применения в автомобиле, поэтому диод 1N4001 здесь и стоит. В вашем случае его лучше исключить, чтобы ШИМ-контроллер питался стабилизированным источником на 15 В.
А лампочка правильно себя ведет. Как я говорил выше в 35 комментарии, она должна гореть тускло.
Теперь хорошо бы посмотреть осциллограмму на затворах. А затем окончательно довести блок питания до ума.
28 августа 2011 в 18:23
ya poprobuyu se4as mobilizovat vot kokraz programmu vertualnogo oscilografa pravda eto v pervi raz koneshnoje polzovatca na4inayu kak programmoi tak i oscilografom v celom no vo vsyakom slu4ae postorayus kaknibud zameri vsyotaki provesti.Andreas vot est nebolshoi vopros po povodu vixodnogo napryajeniya est nebolshoe otklonenie ot ras4itannogo na vixode polu4ilos 50+50 eto kakto mojno svyazat s podklyu4eniem 4erez lampo4ku ili eto esho s 4emto svyazano no 4isto po logike ya dumayu ostatok napryajeniya lampo4ka vzyala na sebya poetomu vishlo 50+50v vo vsyakom slu4ae xotelosbi uznat?
28 августа 2011 в 18:55
На лампочке, как и на любом участке цепи, обладающем сопротивлением, происходит падение напряжения. Т.е. напряжение сети 220 В делится между лампочкой и последовательно соединенным с ней блоком питания.
28 августа 2011 в 20:58
Andreas vsyo predelno ponyatno ya tak i predstavlyal rol lampo4ki.Nu uspex est, se4as pitayus izgotovit delitel napryajeniya dlya programmi oscilograf 4tob popitacca sdelat zameri na zatvorax tranzistorov okon4atelno otkorektirovat blok pitaniya, Andreas ni4ego 4to esli vdrug vozniknut nekotorie voprosi po oscilografu prosto mne vpervie prixoditca obshatca dannim priborom 4to kuda najimat poka4to bez ponyati u menya?
28 августа 2011 в 21:38
Что будет непонятно насчет осциллографа, то спрашивайте - постараюсь подсказать и помочь. Единственное заранее хочу извиниться за возможные задержки с ответами - дела навалились.
28 августа 2011 в 22:01
Andreas ogromnoe spasibo otziv4ivost u vas prosto super 4esno i ni kakix problem s zaderjkami sovsem net vsyo vporyadke ya vsyo ponimayu i eslibi ne kilometri raznici v gorodax ya bi vse vozmojnie usiliya prilojil 4tob bit li4no znakom s vami i razumeetca priglosilbi vas k sebe
28 августа 2011 в 22:16
Andreas zdrastvuite u menya est nebolshoi vopros po diodam pojaluisto pomogite mne s viborom v nali4ii u menya prosto se4as est diodi ote4estvennogo proizvodstva eto КД2999А и КД2997Б 4ut 4ut zatrudnyayus so spravo4nikami kotori lu4she budet vibrat u odnogo tok 20A impulsni nemogu skazat pomoemu 100A no dumayu oshibayus Umax- 200v a u drugogo tok 30A impulsni toje preblezitelno do 100A no mogu oshibatca Umax-100v i predstoit polu4it vipryamlennoe napryajenie uje so sglajivayushimi kondensatorami na odnom preobrazovatele +-130v a na drugom +-95v a preobresti importnie diodi poka4to zatrudnyayus so sredstvami vot est takaya problema ?
4 сентября 2011 в 12:00
КД2999А подходит и для +/- 95 В, и для +/- 130 В.
Его Uобр=200 В, Iпр=20 А, F=100 кГц.
КД2997Б лучше не применять. По Uобр не подходит.
9 сентября 2011 в 13:09
Andreas bolshoe spasibo ya tak i sdelayu primenyu diodi KD2999A
9 сентября 2011 в 14:49
А у Вас есть печатная плата в lay формате или в другом любом в хорошем качестве?????
14 сентября 2011 в 12:08
Другого формата печатной платы для приведенной схемы преобразователя нет.
14 сентября 2011 в 14:27
Andreas dobri den u menya vopros voznik pri paralelno soedinyonix tranzistorov kogda podklyu4ayu preobrazovatel v set bez posledovatelno soedinyonnoi lampo4ki odin iz nix vibivaet i na korotkoe zamikanie srazu nikak ne mogu ponyat ot 4ego eto mojet tak bit vrode vse soedineniya sdelani pravilo detali vse identi4nie proveryal po neskolku raz ? i vot kakaya problema esho est postavil diodi KD2999 na vixode napryajeniya net diodi rabo4ie vrode po napryajeniyu doljni podoiti a vot stavlyu posledovatelno soedinyonnie KD2997b vrode napryajenie poyavlyaetca?
14 сентября 2011 в 15:37
Если не параллелить транзисторы и не включать последовательно лампочку, то как себя ведет блок в целом?
Насчет диодов ничего сказать не могу. Должны работать. Разве что частота получается выше их предельно допустимой в 100 кГц. Можно проверить экспериментально путем понижения частоты генератора до 40…45 кГц. Для этого замените резистор на 6 ножке на номинал 16…17 кОм.
14 сентября 2011 в 23:24
Preobrazovatel bez paralelno soedinyonnix tranzistorov vrode rabotaet normalno tranzistori ne greyutca osobix priznakov ne nablyudayutca no 4uvstvuetca 4to vot-vot korotnyot oshutimo 4to nagruzka bolshaya osobenno pri vklyu4enii dostato4no silnaya iskra kakbudto vklyu4ilas moshnaya elektroplita a stoit v paralel vklyu4it esho paru tranzistorov to kak ne stranno odin iz nix vibivaet srazu porabotaet malost i vibivaet uspel daje provodku sje4,nu a nas4yot diodov u menya samogo est versiya 4to po 4astote oni ne propuskayut napryajenie i est vesiya 4to izza otsutstviya napryajeniya na vixode tranzistori u menya letyat ya gdeto ne pomnyu vi4ital 4to posle 30 kgz KD2999 i KD2997 ne rekomenduetca ispolzovat nado 4tob esho bolshe bil zapas po 4astote no kak ne stranno posledovatelno vklyu4onnie diodi KD2997 vidoyut napryajenie i daje lampo4koi 300W nagrujal gorit normalno a vot KD2999 4toto ne srabotali na vixode otsutstvovalo napryajenie i glavnoe diodi polnostyu rabo4ie proveryal po neskolku raz
15 сентября 2011 в 8:41
tolko4to otpayal tranzistori IRFP460 odin drugomu paralelno soedinyonni odin probit drugoi polnostyu cel 4toto izza raznosti struktur priborov tvoritca odin drugomu naverno meshaet retmi4no otkrivatca i zakrivatca
15 сентября 2011 в 12:40
Что касается диодов, то снижайте частоту. Я уверен, что причина в ее превышении, т.к. мостовой выпрямитель в два раза повышает частоту пульсации выходного напряжения. Т.е. при 60 кГц на первичке получается 120 кГц на выходе. Видимо работа КД2997Б обусловлена их чуть большим разбросом этого параметра, чем у КД2999А.
Для снижения тока холостого хода и уменьшения нагрева ключевых транзисторов добавьте в первичную обмотку импульсного трансформатора ещё витков. Я так понимаю, у вас 25+25. Сделайте 35+35. Все вышесказанное сделайте в первую очередь.
Затем для уменьшения бросков тока во время включения, во-первых, установите на сетевой провод два резистора по схеме:
или с лампочкой:
При этом поствьте либо простой выключатель, либо используйте контакты реле. Само реле запитайте от источника, питающего TL494, или от напряжения на выходе преобразователя. В первом случае нужно сетевой провод блока, питающего TL494, подпаивать к сетевому проводу преобразователя, чтобы включать их одномоментно. При использовании обычного выключателя не забывайте сразу после включения в сеть переводить выключатель в замкнутое положение. Особенно это актуально для схемы с проволочными резисторами, т.к. при длительной эксплуатации возможен их разогрев.
Во-вторых, первичную обмотку трансформатора подключите по такой схеме:
Подведем итог. Сначала понизьте частоту и домотайте первичку. Проверьте работоспособность. Затем добавьте балластное сопротивление любым способом. Проверьте работоспособность. После этого измените цепь нагрузки силовых ключей.
15 сентября 2011 в 15:01
Ok Andreas ya vsyo ponyal eto 4toto napodobie plavnogo puska polu4aetca variant s rezistorami i lampo4koi dalshe budu ponijat 4astotu i dobavlyu vitkov v pervi4nuyu obmotku transformatora,vot esho est nebolshoi vopros v mesto diodov KD212A vozmojno budet ispolzovat diodi KD213A i sxemu podklyu4eniya ostavit takoije kak vishe pokazano?
15 сентября 2011 в 15:31
Да, конечно, КД213А будут не хуже.
15 сентября 2011 в 17:18
Ok spasibo kokraz oni u menya v nali4ii est ya ix primenyu Andreas vot esho kakoi vopros pri uveli4enii 4isla vitkov pervi4noi obmotki vozmojno 4to izmenitca vixodnoe napryajenie vtori4noi obmotki xotelos bi uznat 4tob vo vremya proverki uje zaranie znal bi
15 сентября 2011 в 17:26
Напряжение вторичной обмотки может и не измениться. Особенно, если при имеющихся витках (25+25) сердечник входил в насыщение. Однако возможно его незначительное падение.
15 сентября 2011 в 18:46
Ok Andreas ya vsyo ponyal peremotayu transformator uje na 35+35 vitkov i uje primenyu vse vishe ukazanie metodi obyazatelno budu delitca rezultatom, sperva poprobuyu na pare tranzistorov a potom poprobuyu postavit v paralel esho 2 pribora
15 сентября 2011 в 19:07
ну что? как успехи?
когда можно будет увидеть подробную схему пайки деталей с подробной информацией о радиодеталях?
- Сам тоже начал собирать УНЧ на 1000Ват.
и нужен будет источник питания…
16 сентября 2011 в 2:36
alien dobri den UN4 uje davno u menya sobran ostalos na radiatori zakrepit ya fotki pomoemu otpravlyal uje gotovoi plati s detalyami pomoemu ona tut v komentariyax zdes est, se4as ya nad blokom pitaniya rabotayu storayus dovesti polnostyu do uma 4tob s pitaniem kogda budu podklyu4at uselitel problem ne bilo bolshoe vnimanie udelyayu etomu poetomu takie zaderjki nemnogo medlenno vsyo idyot no vsyo polu4itca tishe edesh dalshe budish
16 сентября 2011 в 7:25
alien vot kogda sobiraesh kakuyunibud sxemu osobenno esli eto v dalneishem doljno rabotat uje ne kak maket a kak gotovi instrument ispolzuyushisya v obixode povsednevno to tut pravda est mesto dostato4no seryozno potruditca i tshatelno produmivat vse shagi vot vsya slojnost v etom izno4alno produmivaetca bukvalno vsyo kakogo razmera doljna bit pe4atka kakie radiatori kakoi korpus gabariti bloka pitaniya eto vsyo imeet zna4enie vot v primer u menya sobran esho uselitel 1,5+1,5kw izza bloka pitaniya mne neodnokratno prixodilos peredelivat ego radiatori naprimer uje neodnokratno pobivali u freizerovshika korpus pomenyal vot takie problemi a eto uje mnogo terpeniya i vremeni otnimaet kstati budu publikovat ego kogda dodelayu i isprobuyu polnostyu a tak esli 4toto sobrat na doske tak i za den mojno upravitca
16 сентября 2011 в 8:17
Ребята скиньте пожалуйста кто нибудь рисунок печатной платы!!!! Буду весьма благодарен!!!
16 сентября 2011 в 8:52
угу… и с нанесением радиоэлементов… (и точные характеристики к ним) плиз…
17 сентября 2011 в 5:13
ну же… тут есть кто нибудь, кто собрал на 100% - рабочий блок питания?
20 сентября 2011 в 23:23
Blok pitaniya polnostyu rabo4i bez somneniya no trebuet xoroshei naladki eto smotrya kakoi blok pitaniya i dlya 4ego nujno budet kakoe pitanie, moshnost vsyo zdes est podshitat ne trudno ya naprimer sobirau dlya uselitelei u menya uje 2 moshnix varianta sobrani i kokraz odin iz nix dlya uselitelya 1000w se4as vot kokraz rabotayu nad ego naladkoi i skaju 4to neploxo polu4aetca ya li4no rezultatom dovolen pravda eto ne okon4atelni variant est mesto porabotat 4tob polnostyu ego dovesti do uma no vskore polu4itca- spasibo Andreasu dai bog emu zdorovya eslib ne on to ya naverno do six por takbi i iskal moshni impulsnik v internete tak4to sobiraite i ne boites
23 сентября 2011 в 18:23
такс… всё это класно (тобись хорошо)..
если бы не одно НО!
nissan - вы сколько времени собираете его?
месяц, два? три? - это не правильно с корня…
По готовой, отработанной схеме прибор должен собираться максимум за неделю и то это при условии что у вас основная работа и попросту времени на него нету…
А при наличии свободного времени и то за два дня, и без всяких на-ладок.. (а даже если и с ними то они *должны* быть изложены в теме)…
А по другому это или баян или для .. (то-есть людей которым нечего делать…
27 сентября 2011 в 9:37
кто-то знает ссылку на отработанную схему? ???
чтобы так: посмотрел на схему, посмотрел на список деталей, по-шол купил детали, спаял… И РАБОТАЕТ!!!
27 сентября 2011 в 9:42
alien nu vot ya vam privedu moi grafik rasporyadka dnya dumayu budet ponyatno po4emu vsyo zatyagivaetca mesecami ya po svoei specialnosti muzikant i koncertiruyushi ne prostoi rejim raboti u menya prokti4eski no4noi ne s4itaya gostroli po raznim gorodam stranam kogda dnyami prixoditca propodat doleko ot doma vot poetomu sosredoto4itca polnostyu prosto s moim grafikom ne vozmojno fizi4eski i po etomu sobirat 4toto mne prosto prixoditca mesecami ne s4itaya domashnix del kotorix tak mnogo i dumayu u vsex tak ato vsyo mojno bilobi i bistrei sdelat imeya dostato4no vremeni a tak vsyo rabotaet 4ut 4ut userdiya i vsyo polu4itca
27 сентября 2011 в 12:45
я как бы то и сам не очень то свободный… учёба, работа, дома дела потом опять или работа или учёба а иногда и развлечься хочется.. другой раз и поспать толком то не удаётся…
- а вот к примеру.. УНЧ или примочки к гитаре…
рас вечер , два вечер - и готово (не считая корпуса)..
а вот ИПБ.. лажа
- может всё таки кто-то знает нормальную схему для повторения… (чтобы - купил, спаял и готово?)
28 сентября 2011 в 2:21
alien gotovoi sxemi esli 4esno ne znayu gde mojet bit v internete neznayu mojet bit kak alternativa budet podojdat do okon4aniya togo 4to ya sobiru blok pitaniya na 4kw vpolne podoidyot k UN4 podelyus vsem proshedshim opitom po sborke ne znayu kak vot vam budet udobno tolko bistro upravitca ya 4esno ne mogu kakto podojdat pridyotca esli vam budet udobno
28 сентября 2011 в 8:53
спасибо… я считаю что если тема будет изложена легко и доступно, без всяких заморочек… то стоит подождать…
4 октября 2011 в 3:26
Tema budet eto to4no resheno odnozna4no i kokraz vsyo doskonalno budet opisano bukvalno vse zakaryu4ki vo vremya sborki
4 октября 2011 в 9:27
Сказанное справедливо для электронных безделушек, для устройств, собранных “на соплях”, на интегральных микросхемах, без качественного монтажа и требованиям к качеству сборки, на малотребовательной рассыпухе и т.п.
По части преобразователя напряжения, да ещё и на нагрузку в 4 кВт, что, естественно, усложняет задачу по наладке готового прибора, хочется отметить следующее. Во-первых, импульсные источники питания относятся к силовой электронике и не терпят халявного к себе отношения. Во-вторых, импульсные преобразователи составляют особый раздел электротехники, который в последнее время находится под пристальным вниманием как радиоинженеров, так и рядовых электронщиков в силу неоспоримых преимуществ. Появляется научная и научно-популярная литература, которая освещает фундаментальные теоретические принципы и методы проектирования ИИП, сведения и практические советы по оптимизации и наладке схем ИИП; уделяет особое внимание подбору радиокомпонентов с учетом обеспечения безопасности и надежной работы готового преобразователя. В-третьих, при наладке той или иной схемы ИИП для разной мощности нагрузки приходится прибегать к различным компромиссам для получения прибора, отвечающего критериям надежности, стабильности и безопасности.
Здесь спешка ни к чему. Тем более nissan, можно сказать, разрабатывает свое схемотехническое решение сетевого блока питания (220 В - 4 кВт) на базе приведенной схемы автомобильного преобразователя напряжения до 1000 Вт с питанием от 12 вольт.
И ещё, alien, я уверен, что при имеющейся работоспособной схеме именно импульсного БП вам все равно придется донастроить устройство. Здесь большую роль играет оконечный каскад. В него входят силовые ключи (МОП-транзисторы) и импульсный трансформатор. Даже при использовании идентичных MOSFET вам не удастся получить идентичный по электромагнитным свойствам трансформатор. Свою лепту внесут практически все компоненты: сердечник (размеры, материал, количество, конструктивные особенности), провод (количество витков, диаметр, материал, форма); а также техника намотки. Одинаковая техника намотки может быть только в промышленности при массовом или серийном производстве. Но и здесь брак не редкость, что уж говорить про домашние мастерские. Поэтому задающий генератор вы можете собрать и сейчас, а вот для отладки готового блока при подключенном импульсном трансформаторе необходим осциллограф. Это основной диагностический инструмент.
4 октября 2011 в 10:26
v lyubom slu4ae truditca pridyotca daje pri gotovoi sxeme Andreas vsyo verno opisal v komentarii i ya s4itayu 4to sborka 4ego libo doljna prinosit udovolstvie osobenno esli 4toto svoyo proektiruesh i daje togda kogda 4toto polu4aetca ili ne polu4aetca toje vot v etom zaklyu4aetca ves smisl ru4noi raboti i vot v sravnenii ot 4ego mojno bolshe interesa i udovolstviya izvle4 ot 4egoto 4to sam nevozderjus skaju — porodil ili ot togo 4to gotovoe v magazinax prodoyotca? dlya menya vot pervoe eto bolee moyo rodnoe ya poetomu sovsem nebous nikakix trudnostei i slojnostei pri sborke tak4to sobiraite i polu4aite vashe sobstvennoe udovolstvie vsyo rabotaet i bez somneniya
4 октября 2011 в 12:31
Andreas est nebolshoi vopros vixodnie tranzistori v paralelnom rejime prakti4eski otkazivayutca rabotat probivayut s treskom daje pri pervom vklyu4enii ustroistva po moei vrsii vsyotaki raznost struktur vliyayut na ritm otkritiya i zakritiya polevikov odin drugomu meshaet proboi vot takoi odin tranzistor cel a drugoi paralelno soedinyonni emu je probit dumayu vsyotaki ostavit po odnomu tranzistoru v ple4e ne soedinyat paralelno prosto ne znayu na nagruzke uje oni viderjat takuyu moshnost kak vi dumaete?
4 октября 2011 в 14:06
IRFP460 выдерживают до 20 А, но при нагреве эта характеристика снижается и уже при 100 градусах составляет всего 12 А. При нагрузке в 4 кВт и напряжении на первичной обмотке порядка 300 В сила тока через них составит до 14 ампер. Если обеспечить очень хороший принудительный отвод тепла от них, то можно попробовать установить по одному на плечо.
Вы сделали плавный пуск и вообще какие изменения, указанные выше или прочие произвели?
И ещё, задержка между импульсами недостаточна. Нужно заменить резистор на 4 ножке TL494 с 1 кОм на 20…47 кОм.
4 октября 2011 в 16:05
bukvalno vse izmeneniya vishe ukazanie bili proizvedeni pervi4nuyu obmotku tolko ya poka ne tronul no poprobuyu i tak toje uveli4it 4islo vitkov do 35+35 plavni pusk ya 4erez lampo4ku proizvoju, otvod tepla est dostato4no moshni edinstvennaya problema eto pri paralelnom soedinenii tranzistori viletayut dostato4no bistro so vzrivom kogda perevoju preobrazovatel iz plavnogo puska v obi4noe vklyu4enie
4 октября 2011 в 16:22
Значит пробивает сквозным током. В любом случае нужно домотать первичку и заменить указанный резистор. Проще было, если в наличии был бы осциллограф. Но поскольку прибор достаточно дорогой, то его приобретение для единичного измерения нерационально. Я вижу два выхода. Сначала, естественно, произвести изменения в схеме. Первый: попробовать использовать в качестве осциллографа компьютер. Об этом мы уже говорили. Второй: наверняка в городе, где вы находитесь большую часть времени, есть университет или инстут или академия с кафедрой физики. Там обычно есть осциллографы. Можно попробовать обратиться под видом написания дипломного проекта или научной диссертации .
4 октября 2011 в 17:33
Da da da Andreas vot kokraz po povodu oscilografa ya k drugu uje obratilsya za pomoshyu bukvalno nedavno vspomnil 4to takoi 4udni pribor u nego est vot popitayus dalneishie izmereniya provesti u nego ato daje esli i preobretu oscilograf to i nemaloe vremya pridyotca udelit 4tob nau4itca ponimat ego xotya v dalneishem ya vsyotaki preobretu pribor, pervi4ku na transe ya domotayu eto odnozna4no zaderjku impulsov toje otkorektiruyu i budu uje pisat rezultat v sleduyushem komentarii
4 октября 2011 в 19:16
Дайте печатую плату в зеркале если можно. спасибо. И какую роль имеет резистор VR1?
5 октября 2011 в 11:07
Резистор VR1 подключен к первой ножке микросхемы TL494 (усилитель ошибки) и относится к цепи обратной связи. Во многих схемах преобразователей она реализована на оптроне. Обратная связь представляет своего рода датчик напряжения на выходе. Если датчик фиксирует его падение, то TL494 выдает более длительные импульсы. При повышении напряжения длительность импульсов становится короче, и в итоге TL494 может вообще уйти в защиту.
Монтаж печатной платы показан со стороны деталей. Если вам для изготовления печатки методом ЛУТ, то распечатывайте как есть. При переносе топологии на текстолит рисунок как раз отобразится правильной стороной. Но учтите, что на предствленной плате силовой каскад не соответствует измененной схеме преобразователя. На МОПы придется делать “напайки” (диоды, стабилитроны) и вносить изменения в цепи подключения транзисторов к первичной обмотке импульсного трансформатора в соответствии с комментарием 64.
5 октября 2011 в 13:03
Спасибо AndReas попробую изменить печатку.А как правильно установить VR1?
7 октября 2011 в 11:55
А что за Q7 на печатке?Крен какойто,в схеме ево вроде нет.
8 октября 2011 в 12:18
Резистор VR1 перед тестовым запуском установите на минимальное сопротивление. Затем, уже непосредственно при пробном запуске, установите им напряжение на 1 выводе микросхемы примерно 2…3 вольта.
Q7 - это интегральный стабилизатор КР142ЕН8Б или LM7812 на 12 вольт. В схеме его нет, т.к. печатная плата затачивалась под нужды ее разработчика. Наличие стабилизатора не принципиально. При его наличии частота задающего генератора более стабильна. Особенно это актуально в автомобильном варианте, т.к. там напряжение может колебаться в довольно широких пределах.
8 октября 2011 в 13:06
спасибо понял.
8 октября 2011 в 13:15
Достаточно хорошая статья, а есть что-то на питание +-25 - 30 вольт (двухполярное) на 4 тройки выводов для запитки УМЗЧ - 4хTDA7293 ? Мощностью ватт на 550-600 .
13 октября 2011 в 22:26
PashShulga, вам схема импульсного ИП нужна с питанием от электросети или от бортовой сети автомобиля? На такую мощность можно практически любую схему доработать. Здесь ключевые детали MOSFETы с импульсным трансформатором. Ну а выходов с импульсного трансформатора, сами понимаете, можно сделать не только для 4-х усилителей. ШИМ-контроллеров тоже много существует. Наиболее распространенные и доступные TL494. Они же в основном применяются в блоках питания персональных компьютеров.
13 октября 2011 в 23:40
Мне для питания от электросети (~220В). Я понимаю, что сегодняшний рынок предоставляет целую кучу разных контроллеров и прочего радиоэлектронного обмундирования, но вопрос в том, как сделать подобный агрегат, что для этого нужно ?
14 октября 2011 в 16:16
В типовом варианте импульсный блок питания условно можно разделить на три функциональные части. Это:
* ШИМ(PWM)-контроллер, на базе которого собирается задающий генератор обычно с частотой около 30…60 кГц;
* каскад силовых ключей, роль которых могут выполнять мощные биполярные, полевые или IGBT (биполярные с изолированным затвором) транзисторы; этот силовой каскад может включать в себя дополнительную схему управления этими самыми ключами на интегральных драйверах или маломощных транзисторах; также важна схема включения силовых ключей: мостовая, полумостовая или со средней точкой (пуш-пул);
* импульсный трансформатор с первичной(ыми) и вторичной(ыми) обмоткой(ами) и, соответственно, выпрямительными диодами, фильтрами, стабилизаторами и проч. на выходе; в качестве сердечника обычно выбирается феррит или альсифер; в общем, такие магнитные материалы, которые способны работать на высоких частотах (в некоторых случаях свыше 100 кГц).
Вот, собственно, и все, что нужно для сборки ИИП. Если блок планируется маломощный, ватт до 100 (я помню, что вам до 600 Вт нужно ), то все компоненты вместе с трансформатором можно уместить на плате размерами 100×50 мм и общим весом не более 500 г. Причем КПД импульсных источников питания может достигать 98%!
14 октября 2011 в 17:15
Понятно, спасибо. Вот только как на практике его выполнить
14 октября 2011 в 17:43
PashShulga, подробный ответ опубликовали в статье Импульсный блок питания. Надеюсь, что содержащиеся в ней рекомендации будут полезны всем радиоэлектронщикам.
20 октября 2011 в 10:17
можно ли использовать в качестве трансформатора не феритовое кольцо, а трансформатор с компьютерного БП 400 ватт, который вроде как называют дежурным (если не ошибаюсь)??? сколько можно с него выжать и не будут ли помехи от него?
24 января 2012 в 23:34
Попались в руки кольца. Правда не знаю ферритовые или какие-то другие. Марки нет. Цвет серый.
Вот фото колец:
Габариты D*d*h в мм: 64*40*15.
Особенности: одна сторона закругленная, противоположная плоская. Видимо для бутербродов из аналогичных колец.
Я склеил два кольца:
В результате получил аккуратное колечко, которое даже не надо обтачивать. Размеры кольца D*d*h в мм: 64*40*30.
Подскажите, пожалуйста, какую мощность вообще можно снять с такого колечка (я насчитал около 3500 ватт при частоте 50 кГц) и как подсчитать первичную обмотку? Думаю им запитать пару усилителей НЧ общей мощностью 350…400 ватт.
Схему импульсного преобразователя взял вот эту:
Подойдет ли она для необходимой мощности?
Еще слышал, что мощные преобразователи нельзя включать без нагрузки, так ли это?
30 января 2012 в 21:11
Это кольцо - пермаллой м.б. МП40 или аналогичные, рабочая частота ниже чем у феррита.
9 февраля 2012 в 16:28
стоит ли его использовать для преобразователя? и на какой частоте будет работать?
10 февраля 2012 в 12:26
Это альсифер, такие кольца для дросселей хорошо идут!
11 февраля 2012 в 0:25
Alex, т.е. вы хотите сказать, что их применение только для дросселей? Для транса не пойдут?
Еще вопрос, который я уже задавал: у меня в наличии есть кучка БП от компов. Можно ли из их импульсных трансформаторов сделать преобразователь для авто? Обмотку, конечно же, придется перематывать.
13 февраля 2012 в 15:42
нашел маркировку альсиферовых колец
Буквосочетания в обозначениях:
ТЧ - тональная частота;
ВЧ - высокая частота;
К - термокомпенсированный;
П - проводная аппаратура связи;
Р - радиоаппаратура.
ВЧ-15 - ?;
ВЧ-22П - зелёная полоса;
ВЧ-22Р - две зелёные полосы;
ВЧК-22П - жёлтая полоса;
ВЧК-22Р - две жёлтые полосы;
ВЧ-32П - белая полоса;
ВЧ-32Р - две белые полосы;
РЧ-6 - ?;
РЧ-9 - ?;
ТЧ-60П - чёрная полоса;
ТЧ-60Р - две чёрные полосы;
ТЧК-55П - красная полоса;
ТЧК-55Р - две красные полосы.
Сочетания букв Т, Ч, К, числа 60, 55, 32, 22 и буквы Р, П обозначают: ТЧ - тональная частота, ВЧ — высокая частота, ТЧК - тональная частота с компенсированным температурным коэффициентом магнитной проницаемости, ВЧК - высокая частота с компенсированным температурным коэффициентом магнитной проницаемости, числа 60, 55, 32 и 22 - средние значения начальной магнитной проницаемости и буквы Р и П: Р - (для) радиоаппаратуры, П - (для аппаратуры) проводной (связи).
в моем случае кольца марки ТЧК-55П - красная полоса, П - (для аппаратуры) проводной (связи). их можно применять для НЧ фильтров.
сам нашел ответ на свой вопрос по поводу альсифера :-), вот только жалко что для импульсника не применишь, т.к. частота нужна не менее 40кГц.
13 февраля 2012 в 19:12
Привет всем я хорошо не знаю про импульсных преоаразователей хочу собрать преобразователь у меня есть кольцы 45х28х20 две 45х28х10 приклейные помагите какова мощнось кольцо первичные и вторичные витки тоже
14 марта 2012 в 10:48
Привет земляне! Будьте любезны, кто-нибудь выложите доработанный и опробованный вариант этой или аналогичной схемы с мощностью для 1000 ваттного усилителя. Я думаю, многие будут благодарны за помощь в этом вопросе!
9 апреля 2012 в 13:25
u menya kstati na baze etogo preobrazovatelya o4en mnogo sobrannix sxem est i s galvani4eskoi razvyazkoi i na draiverax IR2110 ispitival polumost i most vsyo bez problem nastolko ya uvlyoksya impulsnimi isto4nikami pitanya 4to dannuyu sxemu bukvalno rasterzal !!!!!!!!!!
15 апреля 2012 в 18:56
v formule po ras4yotu gabaritnoi moshnosti Pгаб = 3,14 * (D - d) * h * d * d * f * 0,25 / 12000 ——— 4islo 0,25– eto indukciya nasisheniya magnitoprovoda Bнас Тл dlya drugix magnitoprovodov eto budet drugoi naprimer dlya feritov 2000 nm eto budet 0,38- 0,39 opredelyat po spravo4niku, tak kak v dannoi statie bil ispolzovan ferit m2500nmc indukciya nasisheniya Tл dlya dannogo serde4nika - 0,25…… naprimer ras4itaem ferit 45/28/24 m 2000nm 4astota 50 kgz — Pгаб = 3,14 * (D - d) * h * d * d * f * 0,39 / 12000 = 3,14 * (45-28)*24*28*28*50*0,39/12000=1632w
15 апреля 2012 в 19:17
Привет всем! Перечертил плату на Layoutе вроде ошибка какая? На сайте плата и схема не совпадает с 1 ножки TL494 на рисунке платы на верху слева.Сигнал с TL494 идёт через эмиттерный повторитель как я понял.Сколько выходных ключей он может выдержать? Может кто знает до какой частоты он поддержит рассасывание заряда на силовых ключах?…И как это расчитать.Хочу выложить чертёж платы может кто нибуть из специалистов проверит всё ли правильно. Всем спасибо!
28 апреля 2012 в 21:40
есть ли разница между TL494 и TL494CN ???
23 июня 2012 в 3:30
Андрей, TL494CN - это полное название от TL494, это одна и та же микросхема.
23 июня 2012 в 11:01
PashShulga Спасибо, схему выпаял из комп. БП.
2 схема 100% рабочая? и есть ли под ее печатка?
Немогли бы вы огласить весь список деталей, т.к. с наминаломи не совсем ясно… sam_56@mail.ru
собираюсь паять 12v ~ 65-70v(после выпрямителя)
27 июня 2012 в 2:05
12v ~ -\+65-70v
strayder ваша плата разработанна по 2 схеме из статьи?
можно ли на ней получить +35 0 -35 питание?
почему 3 входа на трансформатор?
прошу прощения если спросил глупость, что-то я запутался…
27 июня 2012 в 2:37
Проблема только одна-шим работать не будет! 494я качественно работает до 10-12кГц дальше непоймичего… Собственнно во всех гомняных китайских бп компутерных она до сих пор, при том что просадки с 220вольт в разы меньше-толку от неё в преобразователе с 12 вольт вообще не будет…Граничная частота её всего 50кГц, но дальше 12кГц лучше не пользовать-импульсы искажаются, КПД падает, ключи вылетают!!! После 15кГц она вообще что-то непонятное генерит и шим работает как-то вообще странно…Используйте более современнный и высокочастотный ШИМ контроллер!!!
16 июля 2012 в 16:52
Поспрашивал у знакомых - мне предложили такой вариант.
Можно ли будет выдавить из него 1000 ватт, используя подходящие ключи и подобрав подходящий бублик (трансформатор)?
12v ~ -\+65-70v, по моим подсчетам, ток в первичке около 83 А.
Если можно, ответьте на sam_56@mail.ru
18 июля 2012 в 22:12
20 лет использую TL494 .
Для 50 Гц не каждая годится , а в диапазоне от 400 Гц до 120 кГц работает .
Есть нюансы с выходным каскадом и с низким быстродействием ОУ обработки сигналов обратной связи .
Старо , но элегантно .Удобна тем , что есть доступ до внутренностей .
Кстати , БП на её основе работают на частотах от 40 до 70 кГц .
25 июля 2012 в 23:22
МНЕ НАДО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ИЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА В АМПЕРЫ ЕСТ ТАКОЙ ЕЛИ ДА ТО ГДЕ ЕГО МОЖНО НАЙТИ ИЛИ КУПИТ?
12 ноября 2012 в 23:47
AndReas ja vizu vy celovek umnyj ja byvxotel u vas uznat formulu dlia podsciota chastoty preobrazovanija shim uc3842 tak kak ja uze pereprobyval mnogo formul no ne odna nepodxodit naprimer f=1,1/(R*C) ja desiatki raz sravnijal otvety no u menia nicevo nevyxodit kosmos kakoito gde dolzno byt 30 khz. tam nerealnyje 74khz ja uze nipanimaju pamagite chem smozite zaranee blagodaren
8 февраля 2013 в 9:23
Уважаемые радиолюбители, извиняюсь за глупый вопрос, но можно ли на выходе получить двухполярное питание, намотав две вторички на трансе (соединив обмотки последовательно) и соеденив крайние выводы обмоток через конденсаторы со средней точкой? Какие при этом будут изменения в схеме (не считая добавление конденсаторов и средней точки)? Заранее спасибо! Кстати, с праздником вас, мужики!
23 февраля 2013 в 20:21
а нельзя на 5Kw сделать, очень надо
29 марта 2013 в 22:44
Неправильно на электической схеме указаны номиналы в цепи между 5 и 6 выводами микросхемы. Речь идёт о 67кГц если взять резистор 10К то конденсатор ну никак не получиться 820пФ. По даташиту микрухи могу сказать что емкость конденсатора должнать быть в пределах около 0.0016Мф
15 июня 2013 в 20:38
Здравствуйте, а подойдет ли этот преобразователь чтобы питать две TDA7293 при питании +\- 25 вольт???
27 октября 2013 в 14:08
tda7293 работает +- 45 вольт
15 декабря 2013 в 21:49
Почему на всех схемах есть выходные дроссели для фильтрации, а здесь нет? Обязательны ли они?
21 декабря 2013 в 19:23
Дросселя после C фильтра ставят для уменьшения помех на выходе,а в преобразователе по 1-2 схемам нужен дроссель перед конденсатором на полный ток нагрузки.Этим дросселем собственно и обеспечивается регулировка выходного напряжения.Подойдёт дроссель групповой стабилизации из ATX.Так же неплохо было-бы поставить RC цепочки параллельно обмоткам трансформатора для снижения выбросов напряжения при переключении транзисторов.Это облегчит/продлит их жизнь.Номиналы взять из той-же схемы ATX.
7 февраля 2014 в 20:38
Доброго времени суток,заинтересовал ваш ибп…Нужен с целью питания усилителя на 1000вт,собираюсь использовать комбинированное питание: аккумулятор автомобиля и сеть 220 вольт,скажите какая схемка лучше всего?
17 марта 2015 в 19:31
Есть проблема. Всё работает, но при нагрузке падает напруга и отключается. В чем пречина? Тихо работает, а как только добавляю громкость вырубается собака.
22 марта 2015 в 16:46
ниссан, это по твою душу. а на мой взгляд так настроена защита . она же регулируется и по напряжению и току. вернее при увеличении тока уменьшается напряжение, а потом вовсе вырубается. как то так.
22 марта 2015 в 22:03
Борис, я не дагоняю что мне теперь делать? Что исправить?
23 марта 2015 в 6:39
Boris, здесь в схеме защиты нет, в схеме ведена обратная связь которая не нужна, из за неё управление работает не корректно, для того чтоб её убрать нужно сделать слудующее, ножки 1 и 16 соеденить с общим проводом и убрать всю обвязку обратной связи.
23 марта 2015 в 8:54
ну а вообще я бы например управление собрал бы так. http://wyst.at.ua/_si/0/08090182.jpg
23 марта 2015 в 8:58
AZGARD слушай что советует ниссан. он знает что говорит.
23 марта 2015 в 10:07
Я так понимаю ножки 1 и 16 соеденить и к минусу? Я так и зделал но толку нет. Все по прежнему
23 марта 2015 в 12:48
обратную связь убрал? теперь соедени вместе ножки 2, 13,14,15. Будем поэтапно детать вместе новое управление.
23 марта 2015 в 12:57
Обратная связь это какая нога?
23 марта 2015 в 12:59
это не нога. посмотри на схему там где есть подстроечный резистор 50к который соединяется с резистором 27к который соединяется с плюсом на выходе, если у тебя есть это соедиение то его убери. ножки микрухи 2,13,14,15 соедини вместе, и убери резистор 10к от 2 ножки.
23 марта 2015 в 13:08
Что то заработало но не на долго, по схеме что-то подгорело, вазможно диоды. Поже продолжу. Спасибо за помощь. Это мой первый преобразователь. Для питания tip 142 и 147 пойдет же? усилок на 100 ват всего
23 марта 2015 в 14:53
Кстати, про какой резистор ты имел ввиду убрать со 2 ноги? там их 2 стоит
23 марта 2015 в 14:56
там оба эти резисторы 10к не нужны, и ещё убери с 2 й ножки резистор 220к который идёт не 3 ю ножку, 3-ю ножку через резистор 3,3к соедени с общим проводом, от 4-ой ножки сделай соединение к 2 й ножке через электролитический конденсатор 10-47мкф плюсом ко 2й ножке - это тебе будет софт старт (плавный пуск), далее возьми подстроечный резистор примерно 20к средний вывод резистора соедени с 4 ой ножкой, и далее верхний вывод подстроечника соедени через резистор 12к с 2 ой ножкой а нижний вывод соедени с общим проводом, это тебе даст удобно регулировать мёртвое время. 7 ая ножка соединяется с общим проводом, номиналы RT и CТ это 5 ая ножка 1000пф соеденить с общим проводом и 6 ая ножка 10к тоже соеденить с общим, при таких номиналах RT и CT частота генератора получится 100кГц а всего преобразователя 50кГц.
23 марта 2015 в 15:50
Частота задающего генератора делается в двое больше, например для преобразователя 50кгц частота генератора должна быть 100кгц, в формуле расчёта габаритной мощности трансформатора присутствует его рабочая частота, тоесть рабочая частота пребразователя. Но эта формула для грубого расчёта, есть более точные расчёты трансформатора,в виду их сложности их здесь приводить не буду, особо чтоб не заморачиватся теорией и в пустую не мучать людей непонятными вариациями формул, рекамендую скачать замечательную программу Владимира Денисенко, Exelent8 , и RingFerrit Exstra soft, это более точный инструмент в таких расчётах, что косается цифры 0.25 это индукция ТЛ она должна быть в разумных пределах чтоб сердечник не вощёл в насыщение и не превысил допустимый нагрев материала под обмотками, этим числом расчитывается разумное число витков. Скачивайте программы в них всё дано, в прогах автомотически расчитывается индукция и количество витков в зависимости от нагрева. Скачивайте и наслождайтесь.
13 апреля 2015 в 9:34
Комментарий радиолюбителя “gratsh” перенесён из темы Импульсный блок питания:
14 апреля 2015 в 0:27
Доброго времени суток!Скажите если не использовать на выходе трансформатора диодный мост и конденсатор для выпрямления- можно использовать этот преобразователь для питания бытовых приборов( питание от сети)?и все ли можно подключать к ним?
27 января 2016 в 21:59
Нет. Сдесь высокая частота. Для бытовой техники нужен инвертор на 50 герц. В этой схеме 50 и более килогерц можно подключить только активную (лампа,паяльник) нагрузк
У
29 января 2016 в 2:37
подскажите как поднять мощность до 1,5-2кВт???
21 мая 2016 в 9:32
комментарий удалён
2 сентября 2016 в 16:17
Игорь, специально для вас проверил на сайте Dr.Web архив с программой - никаких вирусов и в помине НЕТ!
Так что всё, что вы написали в своём составленном по всем правилам хорошего тона, многосодержательном, аргументированном и неоспоримом комментарии относится исключительно к вам.
10 сентября 2016 в 13:12
Господа, подскажите плз по частоте работы вашего прибора. Смотрю по схеме и не совсем понятно. Контакты 5 и 6 идут на задание частоты работы. Примерная формула расчета 1.1/(Ст*Rт). По вашей схеме получается 1,1/(10000*820*10^-12) = 134 146 Гц. А по схеме вроде 67 кГц. Думаю ошибка в конденсаторе. Нужно поставить номинал 1,6нФ. Тогда частота будет соответствовать 67кГц или около нее.
Плотность тока в обмотках рассчитываете по формуле без пояснения. Укажите плз, что это формула для приближенного расчета (эмпирически выведенная формула).
Еще я указал бы в описании расчета, что нужно знать про такой параметр как отношение треугольной составляющей напряжения к прямоугольной. Ведь данный параметр влияет на надежность ИИП. Не плохо бы указать про запас габаритной мощности. Запас габаритной мощности гарантирует, что феррит не войдет в насыщение. Запас хотя бы в 20-40%. Так же, хорошо мотать витков на 5-10 больше (а то и больше). Ведь отмотать реально, а нарастить - возникают сложности.
по моим расчетам указанный Вами феррит (65*40*9) по габаритной мощности не переваливает 1000 Вт (С натягом 950 Вт). В идеале это кольцо потянет на 790 Вт. Но это все ИМХО. Готов обсудить или поспорить. Свои данные я получил через статьи книги по импульсным блокам питания, но отталкивался от вашего ресурса.
Сорри, писал про Ватты ИИП, а пометку на Вольт*Амер не заметил. 1000 ВА= 600 Вт. Согласен. Данная мощность оптимальная для данного феррита.
15 октября 2016 в 16:04
В принципе, частота не определяющая в данном случае …
Поизучав немного TL494, стало понятно назначение двух pnp-транзисторов в связке с диодом и двух резисторов (разрядка эмиттера, для более крутых фронтов). Не стало понятно зачем добавились диоды, шунтирующие резисторы между транзисторами (в посте 21 сказано, что обычно ставят… кто ставит? Зачем ставит? Если есть аргументация, то лучше выложить конечно) и стабилитрон между затвором и истоком мне кажется лишним. Теория без практики = ЗЛО!. Лучше рассчитать номинал затворных ограничивающих резисторов, т.к. это повысит надежность схемы по определению и при повторении схемы она скорее всего заработает после настройки основных моментов. ИМХО.
26 октября 2016 в 14:46
Вячеслав, какую именно схему вы имеете в виду. первую(та что повыше) или вторую? я с вами согласен в любом не профессионализме давление может зашкаливать. я тоже смотрел обе схемы и вот какое мое мнение. в тех местах, которые вызвали у вас сомнение, мне все понятно. и если автор утверждает что вторая доработанная и надежнее, то я с ним не соглашусь. заодно попробую объяснить зачем там диоды и стабилитроны.первые два это понятно,а два другие, паралельно сопротивлениям, ничего не вредят, да и помощь от них мизерная.положительному импульсу они препятствуют, а по минусу работают в паралель сопротивлению. минус закрывает полевой транзистор.но сопротивление диода больше чем 100 ом. так что польза от этого диода только в том случае если перегреть сопротивление в цепи затвора или его обрыва. а стабилитрон служит для сливания завышенного напряжения на корпус, дабы уберечь затвор. только откуда ему здесь быть, если питание всего 12 вольт. полевик держит 20вольт. наверное просто перестраховался. вы же предлагаете решить проблему подогнав резисторы. но полевик же управляется напряжением, а не током. резистор гасит ток. тогда нужна развязка сопротивлений.(прошу прощения, я так понял) я нашел фортель покруче: вывод 9, 10 микросхемы генератора. два сопротивления по 68 ом. там хотя и есть звездочки указывающие “подобрать” но это через щур. оптимально 220ом. проверенно десятками инверторов. где 68ом и где 220ом, а в первой схеме вообще 1ком. я случайно в одном преобразователе вместо 220 ом впаял 1 ком- получилась грелка. раньше ток покоя не привышал 250 ма, а тут возрос до одного ампера. ключи разогреваются. поставил 220 ом все нормально. узел собраный п-н-п транзисторах, заменяет ИРку(драйвер) что обходится намного дешевле, а следит за тем же. правильным переключением полевиков. и еще узел регулировки мощности или это так называемая защита. мне она почему то напоминает автотрансформатор для телевизора 60 годов. если напряжение прыгало, больше смотрел на вольтметр, чем в телевизор- иначе бабах. я понимаю на выходе стоит тр-р тока и его напяжением уже управляется микросхема. так то было бы грамотней и безопасно. но это мое мнение, как вы говорите имхо.
28 октября 2016 в 23:57
решил сделать схему, перерисовал печатную плату и нашел некоторые несовпадения по схеме:
1. это выход первой ножки ИМС к которой подключен резистор (если правильно вижу по рисунки ПП это 3.9к)
2. резистор 15к который должен идти на первую ножку ИМС он на ПП подключен на GND (последовательно через этот 3.9к подключен на первую ножку)
3. ПП нужно переделать под вторую принципиальную схему которая была опубликована после доработки? и тогда в таком случаи что делать с этими резисторами которые были описаны в пункте 1 и 2, оставлять как на печатной плате или делать как на принципиальной схеме?
4. в ПП плате нарисовано 3 включенных параллельных транзистора и на каждом подключен резистор 50 Ом, его надо подбирать или он уже подобран к транзистору типа IRFZ44? а также к каждому резистору нужно подключить параллельно по одному диоду на резистор? и если можно скажите пожалуйста какой диод лучше подключать?
и еще маленький нюанс: на ПП перед каждым транзистором стоит резистор 50 Ом а также к эмиттеру, катоду диода и резистору подключен еще такой же резистор номиналом 50 Ом, зачем он там дублируется (чисто так любопытно )
заранее спасибо за помощь
11 апреля 2017 в 1:46
Радиотехник. перерисовал печатную плату и нашел некоторые несовпадения по схеме: - это очень легко сказано. то что нарисовано на плате вообще не имеет смысла. выходное напряжение через цепочку резисторов тупо замыкается на общий провод. по первой ноге ничего не регулируется. дальше уже не стал смотреть.принципиальная схема правильная и должна работать. предпочитаю первую.совет такой. уж если вы ее перевели в лаут или другую программу. то думаю не сложно будет подкорректировать. есть места нарисованные правильно. принципиальную на стол, мышку в руки что не правильно вытираем и дорисовываем как надо. все по схеме. вообще схема то простая до невозможности.
11 апреля 2017 в 20:07
я так и делаю, я уже начал перерисовывать под принципиальную и немного исправлять. но решил спросить, дабы не было потом что сделаю печатную плату а она не работает и придется либо заново делать либо мучатся и готовую корректировать. жизнь научила хорошему правилу: “семь раз отмерь - один раз отрежь”
12 апреля 2017 в 0:41
если подключить эту схему не через 12 В а от сетевого 220 В, то после моста +220 В подается напрямую на трансформатор, а -220 В на GND, а на микросхему после моста идет понижающий резистор и на анод диода 1n4001 (для лучшей работы можно поставить стабилизатор после резистора) я правильно понял схему подключения, вариант 1, через 220 В которую AndReas приводил в комментарии №2?
и также какие надо ставить диоды импульсные или можно простые например на 2-3 А?
14 апреля 2017 в 13:24
Радиотехник. Вы все правильно поняли. можно делать как вы задумали. диоды импульсные или быстродействующие, нужно ставить для выпрямления высокочастотной цепи. то есть с выхода трансформатора. на входе для питания микросхемы и силовой цепи - обычные диоды или мосты. входную обмотку, естественно надо пересчитать на 220 вольт напряжения. питать генератор, считаю лучше от маленького транса. хотя бы зарядное от телефона или от теле антены 12в.блоком питания. просто в целях безопасности и удобства. собрав генератор, сможете оценить на осциллографе вашу конструкцию как она работает. тем более что собираете впервые. сами говорите- семь раз отмерь…
14 апреля 2017 в 14:53
спасибо большое за помощь! буду пробовать, стараться
15 апреля 2017 в 0:13
скажите пожалуйста, здесь на печатной плате, которая приведена в статье, есть 4 конденсаторе на входе по 4700 мкФ * 35 В и еще параллельно к нему 1000 мкФ * 50 В, неужели на вход БП надо ставить такие большие фильтры или можно все таки урезать немного? а так же все сопротивление на схеме можно ставить 0,125-0,25 Вт? (кроме тех что перед полевыми транзисторами, там как читал в комментариях минимум 0,5 Вт) или некоторые лучше поставить большей мощности?
12 мая 2017 в 15:14
Радиотехник. вы же радиотехник. уменьшать емкость на входе не стоит. увеличить- да. подумайте сами какой бросок тока нужен если на входе 12 вольт а на выходе так себе вольт70 и ток всего 5 ампер 5*70/12=29А. а может быть и больше. я по минимуму. вот они и гасят потери в проводах питания. с этим думаю разобрались. сопротивления.тут и думать нечего. есть плата в плате готовые дырки просверленные по размеру. я бы ставил все 0.25 без исключения. даже на затворы ирефов. там ток ничтожный. управляется напряжением , а не током. посему ставьте 0.25.
12 мая 2017 в 19:11
я понял, спасибо, будем пробовать)
12 мая 2017 в 19:48
забыл сказать. со стороны низкого напряжения (12) вольт, нет смысла ставить электролиты рассчитанные на повышенное напряжение 35-50 вольт. достаточно будет несколько банок на 25 вольт. они и дешевле и меньше в габаритах. два кондера 10 000*25 вольт, обойдутся вам в пол сотни украинских денег.
12 мая 2017 в 21:16
когда то слышал что лучше ставить не один большой а несколько поменьшей емкости, так лучше работать будет. то есть не 2 по 10 000 мкФ а например 4 по 5000 мкф (так как таких нет то 4700 вместо 5000) или то без разницы и можно ставить 2 по 10 000?
12 мая 2017 в 21:47
наглядный пример, фото киловатного усилителя. где много ключей есть смысл возле каждого транзистора поближе к стоку или коллектору устанавливать дополнительную емкость порядка 2200 мкф. это помимо основной емкости. ее эффективность, тогда когда усилитель работает на максимальной мощности. все зависит от нагрузки. если вы не собираетесь использовать большие мощности то емкость можно и уменьшить. но все равно меньше 4700 делать не стоит. вы не сказали под какой унч вы готовите
12 мая 2017 в 22:38
УНЧ 125/250 Вт, но с расчетом на то что нагрузка может быть 1 кВт, чтоб потом не пришлось переделывать
12 мая 2017 в 22:42
ну тогда с запасом. или два по десять тысяч. или 4700 и к колектору( стоку) 2200. я так думаю вы это в автомобиль готовите.
12 мая 2017 в 22:51
нет, хочу сделать от сети 220 В. немного переделал схему под 220 В, правда оставил и 12 В, как автомобильный преобразователь
12 мая 2017 в 23:04
от сети это уже не преобразователь. это ибп. в импульснике высокое напряжение и там незачем ставить большие емкости. на входе два по 200 на 400 вольт достаточно и 10000 на выход. я так понял что в одном корпусе два блока питания. один сетевой транс или импульсник и резерв- преобразователь с 12х50-70 вольт.
12 мая 2017 в 23:17
так точно! только у меня схема стоит так что с 220 В идет один выход на среднюю точку трансформатора и на резистор, который гасит напряжение на 12 В для микросхемы (только при расчете получился резистор около 40 Ватт ). а вот после резистора стоят конденсаторы фильтра, поэтому они у меня низковольтные.
а на выход зачем аж 10 000 ставить? там вроде идет 1-2 мкФ на 1 Ватт мощности
12 мая 2017 в 23:25
в первой половине комментария я мало что понял. надо на схему взглянуть. а вот во второй половине… два микрофарата на ватт? к примеру 70 ват унч и питание 50вольт. 70+70=140 мкф.??? где вы сие видели. в зачуханых совковых магнитофонах и проигрывателях менее 2000 мкф небыло. 10000 для250 модели это минимум.
12 мая 2017 в 23:41
я бы скинул рисунок но не могу тут отправлять картинки.
я это где то прочитал или услышал уже не помню… конденсаторы фильтра для УНЧ они на плате усилителя, отдельно от ИБП. а 1-2 мкФ на 1 Ватт ИБП (независимо что подключать на выход) и слышал что не стоит увлекаться большим увеличением выходной емкости на ИБП, как я уже написал 1-2 мкФ на 1 Вт.
12 мая 2017 в 23:52
supilnyk@mail.ru пишите сюда. так проще и схемы можно посмотреть
13 мая 2017 в 0:03
Доброго времени суток. подскажите, пожалуйста, взял вот такое кольцо М2500НМС К65х40х9 и провод на 0.6мм, посчитал в программе, но мне что то не нравится. правильно посчитал?
делаю со средней точкой +70 -70 и мощность 700ватт трансформатора
24 февраля 2018 в 14:25